Архивные фото

Кинотеатр Москва

15 июня (1937 г.) демонстрацией фильма Г. Рошаля "Зори Парижа" начал в Кемерове свою "биографию" старейший кинотеатр области "Москва". Постановление о строительстве кинотеатра "около стадиона, на месте расположения овощных складов" в 1931 году принял президиум Кемеровского городского Совета народных депутатов. Долго и трудно шло строительство. Только летом 1937 года первый киномеханик Михаил Береснев включил проектор и на экране замелькали кадры нового звукового художественного фильма "Зори Парижа". По поводу названия кинотеатра состоялась немало дискуссий. Предлагались разные варианты: "Буревестник", "Гигант", им. А. С. Пушкина, им. М. Горького и др. В конце концов дали имя "Москва", которое сохранилось и до наших дней. Первым директором был А.Т. Чернов. Здание поражало современников большим зрительским
залом – на тысячу мест, просторным фойе и вестибюлем. Здесь были еще и шахматный клуб, и читальный зал, и даже тир. Сцена кинотеатра позволяла не только демонстрировать ленты, но и проводить концертные выступления. Кинотеатр стал самым любимым местом отдыха горожан. 
Война оставила в истории кинотеатра особые страницы. Здесь был призывной пункт, формировались батальоны. В годы Великой Отечественной в "Москве" играл свои спектакли Драматический театр им. А. В. Луначарского, поскольку в театральном здании работал завод, выпускавший продукцию для фронта. На фасаде "Москвы" установлена мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Владимире Мызо. До войны он работал здесь художником-плакатистом, отсюда ушел на фронт и геройски погиб в сражении за Родину. В 1962 году провели реконструкцию: вместо трех залов сделали два, а в 1969 установили широкоформатный экран. В 1991 году в малом зале впервые в области открылся стерео-зал. В мае 1999 году большой зал был переоборудован системой цифрового многоканального звучания DOLBY DIGITAL, установлен новый экран и удобные мягкие кресла. А апрель 2001 года был отмечен открытием второго зала, оснащенного звуковой системой DOLBI Surrund. Сейчас директором является Зоя Никифоровна Колотилина. За время своего существования на киносеансах в "Москве" побывало более 14 миллионов зрителей.

Задумали его постройку еще в 1931 году. А достроили в мае 1937 года. Авторами проекта выступили два московских архитектора Зезин и Скобликов, получившие это право в результате открытого конкурса. В те годы молодой город нуждался в современных кинотеатрах, и «Москва» стала самым большим из них не только в городе, но и во всей области. Ещё бы - два кинозала, один на 130, а другой, аж на 1000 зрителей. А плюсом к этому читальный зал, шахматный клуб и даже тир. Но и это еще не всё - на сцене перед экраном можно было устраивать концерты! Прямо универсальное сооружение вышло.

И с точки зрения архитектуры строение получилось довольно интересным. Недаром оно является памятником архитектуры Кемеровской области. Здание дома кино является наиболее ярким образцом архитектуры того периода, когда стали уходить от модного в предыдущие годы конструктивизма. В новом доме кино ясно видно возвращение таких классических принципов, как симметрия, закрытость композиции, сдержанное применение декоративных элементов. В то же время скатная кровля скрыта за высоким парапетом (традиция имитации плоской кровли, идущая от конструктивизма). Применялись мотивы древнегреческой и древнеримской архитектуры.

Правда название дому кино придумали не с ходу. Думали около месяца, предлагали и «Буревестник», и «Гигант», хотели дать имена знаменитых писателей - или Горького, или Пушкина. Но в конце концов Президиум городского Совета остановился на «Москве». С тех пор название и не менялось.

Первым фильмом здесь было снятое в 1936 на Мосфильме кино «Зори Парижа» (режиссер Г.Рошаль). Новый звуковой фильм о Парижской коммуне, о борьбе на баррикадах.

А еще здесь работал два года художником перед самой войной Герой Советского Союза Владимир Иванович Мызо. Рисовал плакаты к новым фильмам, и, наверное, был счастлив работать в новом современном кинотеатре. А потом война… В те годы в помещении дома кино находился призывной пункт, формировались батальоны для отправки на фронт.